Стили воспитания

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью.

Семья играет в воспитании основную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность, теплота в общении в противоположность отчуждению - все эти качества ребенок приобретает в семье. Каждая семья имеет свой стиль взаимоотношений, который и формирует семейную атмосферу, развивает черты характера ребенка. Что дают разные стили с точки зрения воспитания?

1. Авторитарный стиль взаимоотношений. Такого стиля придерживаются родители, которые привыкли с раннего детства жестоко контролировать своего ребенка, предъявляя завышенные требования («Так положено!», «Как я сказал, так и будет!»), интересы и мнения ребенка игнорируются, его возможности не учитываются. Детей редко хвалят, в основном ругают, воздействуют приказами, принуждением, распоряжениями, допустимы телесные наказания. В такой семье часто главенствует кто-то один, решения которого не оспариваются, а все остальные члены семьи слушаются его.

Так у ребенка формируются неподчинение и борьба, неуверенность в себе, незрелость и несамостоятельность (ведь за него все всегда решают родители). Не приучившись к самостоятельности и ответственности за свои поступки, ребенок в дальнейшем не сможет решать свои проблемы без помощи родителей. Бывает, что другой «сильный», оказавшись рядом, сможет подчинить себе такого ребенка, ведь он привык подчиняться в семье. В отношениях с другими дети из таких семей часто проявляют агрессивность, или, напротив, униженность и неуверенность в себе. В отношениях с родителями – лицемерие, обман, вспышки грубости, ребенок не обращается за советом, не делится проблемами. У детей из семей с авторитарным стилем взаимоотношений часто бывают не развиты чувство собственно­го достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

 

2. Гиперопека в семье. Ребенок в такой семье окружен заботой и находится под пристальным вниманием родителей, которые думают за него, решают, что и как делать. Такие родители живут жизнью своих детей. По отношению к детям нет четких и постоянных требований, желания ребенка - на первом месте, им многое разрешается. Родители ограждают ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей, чрезмерно заботясь о нем.

Со временем у детей возникают трудности в общении, они неуверенны в себе, у них отсутствует самостоятельность. При таких отношениях у ребенка развивается безынициативность, уход от ответственности при принятии решений, отсутствует самокритичность, иногда формируется протест против чрезмерной опеки.

3. Демократический стиль является самым благоприятным для развития ребенка. Это самый сложный стиль взаимоотношений, требующий большого терпения от родителей.

При таком стиле родители понимают, что ребенок взрослеет, с ним надо считаться, поэтому они меняются вместе с ним. Главный принцип - готовность к сотрудничеству. Чаще всего родители и ребенок договариваются о соблюдении соглашения, оглашаются права каждого, распределяются обязанности между всеми членами семьи. В случае нарушения определяется степень наказания. Взаимоотношения основаны на доверии и уважении к мнению каждого, особое внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями). Родители достаточно требовательны к детям, и охотно хвалят, когда они заслуживают.

Ребенок из такой семьи старается строить с окружающими отношения того же типа. Он терпим к недостаткам других, уважает право на собственное мнение и поступки, готов к компромиссам, достаточно ответственен, может оценить свои силы, умеет сам решать свои проблемы, принимать самостоятельные решения или просить о помощи, когда это необходимо. У ребенка формируется адекватная самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях, способность справляться со стрессами и физическими нагрузками.

В последнее время психологи говорят об особом стиле взаимоотношений, когда даже в благополучной семье существует недостаток эмоциональности и душевности. Главным принципом воспитания является только контроль за успеваемостью и поведением («как надо»). Родители думают только о себе (своих делах, работе), очень много заняты, уделяют недостаточно внимания свои детям, ребенок в такой семье лишен эмоционального тепла и поддержки. Родителей не интересуют его потребности и желания, ребенок чувствует себя брошенным и ненужным, недостаток тепла развивает недоверие, а иногда и жестокость (ведь он не знает, что значит любить, сострадать и жалеть). Такой стиль взаимоотношений приводит к тому, что остро нуждающийся в родителях (как в опоре) ребенок начинает искать утешение у других людей, становясь зависимыми от них. Потребность в любви и эмоциональном контакте дети из таких семей компенсируют общением со сверстниками (причем в большем объеме, чем другие), плохим поведением, прогуливанием уроков, правонарушениями. Так они подсознательно пытаются привлечь внимание к себе и своим проблемам.

У каждого из этих стилей есть свои достоинства и недостатки. В семье может одновременно существовать несколько стилей общения. Конечно, идеальных отношений не существует, но всегда в основе вашего стиля воспитания должна быть психологическая поддержка ребенка (одно из важнейших средств, способных улучшить взаимоотношения между детьми и родителями).

Психологическая поддержка требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сто­ронах и преимуществах ребёнка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ре­бёнка чувства собственной полезности и нужности. Даже если ребёнок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребёнку не изменились. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у взрослого.

Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо.
  • Все будет хорошо.
  • Ты справишься, у тебя получится.

 

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Ты не справишься.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «вперёд», «здорово», «продолжай»);
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идет прекрасно», «Хорошо, благода­рю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты попробовал это сделать»);
  • прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребёнка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
  • совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком; играть с ним; слушать его);
  • выражения лица (улыбка, подмигивание, смех).

Рекомендации родителям:

  • Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.
  • Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и окружающих.
  • Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность в семье. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье.
  • Научите своего ребенка ценить индивидуальность в людях и в самом себе. Пусть он как можно чаще говорит, что делает его особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком.
  • Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилие. Выражайте свою любовь к ребенку словами, тоном голоса и взглядами.
  • Прежде чем ругать и обвинять ребенка, выясните причину, почему он поступил именно так. Сначала разберитесь в проблеме, а затем обсуждайте все варианты ее решения.
  • Не стесняйтесь проявления любви и нежности к детям, это научит их относится к другим также.
  • Старайтесь сдерживать свои отрицательные эмоции и не вымещать зло, которое вам причинили другие, на своем ребенке. Несправедливое отношение к ребенку может вызвать его озлобленность и протест.
  • Найдите время для общения с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, не забывая при этом рассказывать и о своих делах.
  • Хотя бы раз в неделю один вечер делайте что-то всей семьей. Пусть все члены семьи подумают и договорятся, что они хотели бы сделать вместе.

Успехов Вам в воспитании Ваших детей!

Последнее обновление 16.08.11 10:47  

Новостной раздел

10.12.2016 - Конкурс "Новогодняя открытка 2016"

Новогодняя открытка 2016

21.05.2015 - Внесены изменения в раздел Услуги в электронном виде

14.05.2015 - Обновления в разделе Сведения об образовательном учреждении.

06.05.2015 - Изменения в разделе Федеральные государственные образовательные стандарты

29.04.2015 - Обновления в разделе Информация об электронных услугах, внесены изменения в подраздел Информация об образовательных программах и учебных планах

16.04.2015 - Обновления в разделе Сведения об образовательном учреждении

02.04.2015 - Изменения в разделе Правила и положения

17.03.2015 - Обновления в разделе Олимпиады

13.03.2015 - Добавлен раздел Олимпиады

11.03.2015 - Обновления в разделе Сведения об образовательном учреждении

Полезные ссылки



Контактная информация

МБОУ cредняя общеобразовательная школа №6

Наш адрес: 680011, г.Хабаровск,

ул. Тихоокеанская, 14

Телефон/Факс: +7 (4212) 57 40 93

E-mail: khb_s6@edu.27.ru

Администрация

Директор: Каменева Надежда Геннадьевна

Режим работы:

Понедельник - пятница с 9:00 до 18:00

Суббота с 10:00 до 17:00

Часы приема:

Понедельник с 16:00 до 18:00

Среда с 11:00 до 13:00

Пятница с 15:00 до 17:00

Суббота с 10:00 до 14:00